Резюме учебной программы для включения в

виртуальное образовательное пространство БГПУ

Полное название курса: Основы математики с методикой преподавания.

Сокращенное: МЕТОДМАТЕМ

Код по классификатору: 1 – 03 03 06 – 01

ECTS Credit: нет

Для обучаемых по специальности: «Сурдопедагогика. Дошкольное образование»

Объем курса (часов): 62 лекций, 18 практических занятий, 20 лабораторных, 4 УСР. Всего 104

Курс 3, 4, семестр 6, 7.

Экзамен (семестр) 7.

Лектор: Шилович Елена Анатольевна*

Преподаватель лабораторных занятий: Шилович Е.А.*

Руководитель практических занятий: Шилович Е.А.*

 

Содержание курса

 

Предисловие

Дисциплина «Основы математики с методикой преподавания» знакомит студентов с технологией обучения математике учащихся младших классов с сенсорной депривацией.

Она непосредственно связана с дисциплинами: «Методика языка», «Методика обучения предмету «Человек и мир», «Методика обучения произношению», «Методика слуховой работы».

Краткое изложение учебной программы

Цель – обучение студентов формированию элементов математического мышления, умения вычленять математические отношения в житейских и специально сконструированных ситуациях у детей с нарушениями слуха.

Содержание разделов дисциплины:

·        научно-методические основы курса МПМ;

·        методика работы в дочисловой период и с числами первого десятка;

·        методика изучения концентра «сотни»;

·        методика изучения в концентре «тысяча»;

·        методика изучения многозначных чисел;

·        методика изучения дробных чисел;

·        методика обучения решению задач разных видов;

·        алгебраическая и геометрическая пропедевтика;

·        методика изучения величин.

Краткий перечень лабораторных и практических занятий:

·        планирование изучения математики;

·        анализ урока математики;

·        методика работы в дочисловой период;

·        методика сложения и вычитания в пределах десяти;

·        методика сложения и вычитания в пределах ста;

·        методика сложения и вычитания в пределах тысячи;

·        методика сложения и вычитания многозначных чисел;

·        методика работы над простой задачей;

·        методика работы над составной задачей;

·        методика работы с математическими выражениями;

·        методика ознакомления с геометрическими фигурами;

·        методика изучения мер времени и длины.

Учебно-методические материалы:

Литература основная:

1.    Артемов А.К.; Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. – М., 1996.

2.    Григорьева Т.А. Развивающее обучение детей с нарушенным слухом. – Мн., 2000.

3.    Зайцев В.В. Математика для младших школьников. – М., ВЛАДОС. 2001.

4.    Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – Мн,. 1989.

5.    Сухова В.Б. Обучение математики в подготовительном – 4 классах школ глухих и слабослышащих. – М., 1991.

Литература дополнительная:

1.      Волкова С.И., Столярова И.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе. М., 1994

2.      Глушкова О.Б. Таблицы по математике. М., АСТ – Пресс, 1999

3.      Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М., 1976

4.      Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М., 1997

Перечень наглядных и методических пособий:

1.     Находятся на кафедре сурдопедагогики, корп. 7, каб. 507.

 

Вопросы к экзамену (7 семестр)

 

1. Методика обучения математике как учебный предмет и как наука. Связь методики математики с другими науками.

2. Цель и задачи обучения математике детей с нарушениями слуха.

3. Общие и специальные принципы обучения математике детей со слуховой депривацией.

4. Особенности реализации основных методов, используемых в практике обучения математике детей с нарушениями слуха.

5. Принципы построения программ по математике для начальных школ глухих и слабослышащих. Содержание начального курса математики.

6. Урок как основная форма организации обучения математике.

7. Виды уроков математики и их особенности.

8. Развивающий характер урока математики.

9. Структура урока математики.

10. Формы организации учебной работы по математике (внеклассные виды работ по математике).

11. Контроль и учёт математических знаний, умений и навыков учащихся.

12. Средства обучения математике, используемые на уроках в младших классах школы для детей с нарушениями слуха.

13. Пропедевтический период в обучении математике.

14. Методика формирования представлений и понятий о признаках величины предметов.

15. Методика формирования количественных представлений и понятий («столько же», «больше», «меньше», «поровну», «не поровну», «много», «один»).

16. Причины выделения концентра 10 в особый раздел. Наглядные пособия используемые при изучении чисел первого десятка.

17. Методика изучения чисел первого десятка: образование числа, нумерация.

18. Методика изучения чисел первого десятка: счет, сравнивание предметных множеств и чисел, состав числа.

19. Методика сложения и вычитания в пределах 10. Приемы устных вычислений, предусмотренные при изучении первого десятка.

20. Методика изучения чисел сотни. Десяток как новая счётная единица.

21. Изучение нумерации чисел сотни.

22. Методика изучения основных приёмов сложения и вычитания в пределах 100.

23. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.

24. Методика изучения табличного умножения и деления.

25. Методика изучения таблицы умножения и деления на 1 и 10, умножение и деление нуля. Деление с остатком.

26. Методика изучения внетабличного умножения и деления.

27. Методика изучения устной и письменной нумерации чисел в пределах 1000.

28. Методика изучения основных приёмов устных вычислений в пределах 1000.

29. Методика изучения приёмов письменных вычислений при сложении и вычитании в пределах 1000.

30. Методика изучения приёмов письменных вычислений при умножении и делении в пределах 1000.

31. Многозначные числа. Нумерация.

32. Сложение и вычитание многозначных чисел.

33. Умножение и деление многозначных чисел.

34. Методика изучения мер времени (вчера, сегодня, завтра, сутки, месяц, год).

35. Методика изучения мер времени (час, минута, секунда).

36. Методика изучения мер длины (см., дм.).

37. Методика изучения мер длины (м., мм., км.).

38. Методика изучения мер массы.

39. Методика изучения мер ёмкости и стоимости.

40. Задачи и содержание пропедевтического курса геометрии в школах для детей с нарушениями слуха).

41. Методика изучения геометрических фигур.

42. Методика формирования понятий («линия», «отрезок», «угол»).

43. Методика формирования знаний учащихся о многоугольниках. Периметр квадрата и прямоугольника.

44. Методика обучения элементам алгебры: равенства, неравенства.

45. Методика обучения элементам алгебры: уравнения и решение задач.

46. Методика обучения элементам алгебры: буквенная символика.

47. Особенности понимания задач глухими и слабослышащими учащимися.

48. Система задач, представленная в курсе начального обучения математике детей с нарушениями слуха.

49. Основные этапы работы над задачей.

50. Содержание подготовительной работы по обучению решать простые задачи. Методика перехода к задачам со словесным текстом.

51. Формы записи содержания простой задачи.

52. Методика обучения решению простых задач (на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение чисел).

53. Методика обучения решению простых задач (на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел).

54. Обучение учащихся с нарушениями слуха способам составления простых задач.

55. Методика решения составных задач.

56. Методика обучения решению типовых задач на приведение к единице, на пропорциональное деление.

57. Методика обучения решению типовых задач: на зависимость между скоростью, временем, расстоянием.

58. Планирование обучения математике.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

 

1. Составьте фрагмент урока математики (тема по выбору преподавателя).

2. Проанализируйте конспект урока по математике (конспект прилагается).

3. Предложите несколько дидактических игр по математике при изучении темы «Первый десяток».

4. Проанализируйте познавательные возможности учебника математики для развития логического мышления ребенка с нарушением слуха.

5. Перечислите наглядные пособия, необходимые при изучении мер времени.

6. Предложите несколько дидактических игр по математике при изучении темы «Числа сотни».

7. Перечислите виды работ, которые могут быть использованы в устных вычислениях на уроках математики (1, 2, 3, 4 класс) в школах для детей с нарушениями слуха.

8. Предложите практические работы, используемые на уроках математики в связи с изучением мер масс.

9. Назовите дидактические игры, которые помогают формировать геометрические представления и понятия у младших школьников с нарушениями слуха.

10. Перечислите виды вопросов математического содержания, которые могут включаться в оргмомент .

11. Предложите практические работы, используемые на уроках математики в связи с изучением мер длины.

 

Программа разработана на кафедре сурдопедагогики БГПУ.

Разработчик: старший преподаватель Шилович Е.А.

Рекомендована кафедрой: протокол №1 от 31.08.2004 г.

 

Сведения о преподавателе

 

Шилович Елена Анатольевна - старший преподаватель кафедры сурдопедагогики. Выпускница дефектологического факультета МГПУ (1990). Области научных исследований: воспитание учащихся с нарушением слуха на основе календарно-обрядового цикла белорусов. Опубликовала 16 научно-методических статей, 1 учебно-методическое пособие. За последние 5 лет преподавала курс «Методика преподавания математики», курс «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей с особенностями психофизического развития», курс «Методика дошкольного воспитания».

 

********************************************************************

 

Служебная информация

 

Настоящий электронный документ подготовлен лаборантом кафедры сурдопедагогики Сивацкой О.В., проверен автором программы Шилович Е.А.

 

 

Контактное лицо по кафедре, обеспечивающей преподавание курса, для последующего уточнения содержания документа: Шилович Елена Анатольевна, сл. телефон 264-92-57.

 

 

Настоящий электронный документ принят 11 октября 2004 г. заместителем декана дефектологического факультета Волченковым В.С.

 

 

Настоящий электронный документ принят 27 октября 2004 г. ведущим методистом УМУ БГПУ Знак З.К.